Форум » Этапы пути » Моя старая рецензия на "Флэшмена" » Ответить

Моя старая рецензия на "Флэшмена"

Fenrus: Данная рецензия написана лет 5 назад, после первого знакомства с нашим героем, но не потеряла своей актуальности. Первоначально опубликована в моем блоге, ныне почившем в бозе, мир его праху. George Macdonald Fraser “Flashman” Не каждый день можно сказать, что ты сделал открытие. Такое ощущение само по себе дорогого стоит. Тем с большим удовольствием и даже гордостью я представляю своим друзьям и вообще русскоязычной читающей публике свое последнее – и совершенно неожиданное, отчего вдвойне приятное – открытие. Итак, знакомьтесь – бригадный генерал сэр Гарри Пейджет Флэшмен (1822-1915), кавалер Креста Виктории, Командор Ордена Бани и Ордена Индийской Империи, кавалер Почетного Легиона и Почетной медали Конгресса США, обладатель еще десятка подобных титулов, званий и наград, известнейший герой викторианской эпохи, личность поистине титанических масштабов. И человек, которого никогда не существовало в реальности. Ибо любезнейший сэр Гарри является порождением художественной фантазии чрезвычайно талантливого и плодовитого писателя – Джорджа Макдональда Фрэйзера. Строго говоря, г-н Фрэйзер не имеет стопроцентной монополии на образ своего героя. Первым его произвел на свет довольно известный английский писатель XIX века Томас Хьюз, автор хрестоматийного (в смысле – навязшего у всех британских школьников на зубах, примерно как у нас какой-нибудь Некрасов) произведения под названием “Tom Brown’s Schooldays” – если мне память не изменяет, даже Ваш покорный слуга в свое время читал куски этого нетленного опуса в рамках программы домашнего чтения в английской спецшколе. Сие произведение повествует о жизни и злоключениях учеников элитной английской школы-пансиона для мальчиков в 1830-е годы. Этакий викторианский вариант «Как закалялась сталь». Более занудного чтения представить себе попросту невозможно, поэтому я искренне не советую моим уважаемым читателям бежать куда-то и искать первоисточник. Помножьте эстетику «производственной драмы» на викторианский морализм, разбавьте все это тем дидактическим тоном, который принимают особенно любящие поучать всех и вся заслуженные мужи, когда им представляется случай наставить молодое поколение на путь истинный, взболтайте хорошенько весь этот «коктейль»… и у Вас получится та самая серая бурда, которую вот уже сто пятьдесят лет, исправно морщась, глотают бедные англосаксонские дети. Боже, как я их понимаю, я – трижды переписывавший в школе сочинение по творчеству великого русского поэта Некрасова, чтобы его наконец приняли, и о нем можно было бы забыть, как о страшном сне. Однако, как выясняется, и это темное царство не лишено своего собственного луча света. Хотя и света, прямо скажем, весьма своеобразного. Ибо, как всякий резонер и моралист, мистер Хьюз нуждался наряду со множеством положительных примеров, хотя бы в одном отрицательном. Причем возможно более ярком. Типа, «а вот так делать не надо, дети, а то вы станете такими же гадкими, как…» Я думаю, вы уже догадались, как кто. Да, это он – наш герой. В почти соцреалистической драме Хьюза был лишь один чисто отрицательный персонаж, который являлся ходячим воплощением всех Неправильных Качеств. Это был старшеклассник по имени Гарри Флэшмен – очень смачно, хотя и схематично нарисованный Хьюзом «плохой мальчик», который ленился в учебе, издевался над младшими товарищами (местами весьма жестоко), буйствовал и вообще всячески безобразничал. Поскольку зло должно было быть наказано, у Хьюза Флэшмен в конце концов запивает джин пивом, в невменяемом состоянии попадается на глаза директору школы, и в результате с позором отчисляется, к глубокому облегчению всех остальных учеников… и к великому прискорбию всех читателей Хьюза, ибо после этого момента какой бы то ни было серьезный конфликт или антагонизм из книги исчезает как класс. Так бы сей выдающийся молодой человек и сгинул со страниц истории, если бы на помощь ему – спустя более чем сто лет после его первого появления на сцене – не пришел Джордж Макдональд Фрэйзер. Этот достойный джентльмен объявил на весь мир о сенсационной находке – подробных (и весьма объемистых) рукописных мемуаров бригадного генерала Флэшмена, которого он с уверенностью отождествил с персонажем Хьюза. Выяснилось, что Флэшмен прожил долгую и бурную жизнь, поднявшись попутно до самых вершин викторианского общества и оставив свой след практически на всех сколько-нибудь важных событиях той богатой на события эпохи. Все перипетии своих похождений он затем описал в предельно честных (и местами нелицеприятных) мемуарах, написанных, предположительно, в 1905-1906 году, когда ему было порядком за восемьдесят. Данные мемуары г-н Фрэйзер и взялся публиковать по частям, чем успешно занимался последующие 35 лет. Для тех, кто еще не вполне понял, о чем речь, “The Flashman Papers” – это обширная и весьма любопытная серия исторических романов, построенная по тому же самому бессмертному принципу, на котором основывает свою работу другой известный англоязычный историко-приключенческий писатель современности – Бернард Корнуэлл, автор эпопеи о нелегкой судьбе стрелка Ричарда Шарпа. Принцип этот заключается в следующем: берется некая богатая историческими событиями и коллизиями эпоха (в случае с Корнуэллом/Шарпом – Наполеоновские войны, в случае с Фрэйзером/Флэшменом – викторианская эпоха); берется один человек – рядовая по изначальному социальному положению, но обладающая некими выдающимися в своей области способностями личность, обязательно вымышленная; после чего данный герой последовательно прогоняется через все сколько-нибудь значительные события избранного времени, где он мог теоретически присутствовать. Шарп участвовал практически во всех сражениях, кампаниях и операциях Наполеоновских войн, где присутствовала хоть в каком-то качестве британская армия. Флэшмен – во всех сколько-нибудь заметных колониальных предприятиях середины и второй половины XIX века – и не только колониальных, и не только британских – так, например, он успел принять самое деятельное участие в Гражданской войне в Америке, да и много в чем еще. В процессе «продвижения по эпохе», если так можно выразиться, герой развивается как личность – взрослеет, мужает, обретает и теряет друзей, меняет свою точку зрения на мир. Параллельно он переживает самые разнообразные перипетии в своей «внешней» жизни, он растет по службе, женится, производит на свет детей и так далее. Форма, в которой бурная жизнь персонажа доводится до читателя – это своеобразный «литературный сериал». Он состоит из относительно небольших по объему романов – в среднем 200-300 страниц – каждый из которых является частью серии, но в принципе может восприниматься и как самостоятельное произведение. То есть начинать читать эту эпопею в принципе можно с любого места. Наверное, в этом месте мой придирчивый читатель недоуменно поднимет бровь – неужели автор, столь многократно самопровозглашенный серьезным и взыскательным историком – всерьез восторгается этим дешевым чтивом? Дело в том, что на поверку чтиво это оказывается отнюдь не таким уж дешевым. Создание исторического романа в таком формате требует от писателя доскональнейшего знания эпохи – прежде всего, в ее мелких бытовых подробностях. Я знаю, я пробовал. Задача невероятно трудоемкая. В плане точности отображения эпохи и передачи ее духа такие книжные «мыльные оперы» могут дать большую фору классическому «историческому роману». Здесь автору негде растекаться мыслью по древу, здесь его персонажи каждую минуту словно находятся под микроскопом. Поэтому если писатель хорош сам по себе – а Корнуэлл и Фрэйзер, к примеру, весьма неплохи по любым общелитературным меркам – то пристального внимания достоин и его сериал. Итак, что мы имеем сегодня на нашем операционном столе? “Flashman” – первая книга серии, повествующая о самом начале славной карьеры нашего друга сэра Гарри. Собственно, Фрэйзер вступает в дело там, где остановился когда-то Хьюз – то есть с момента позорного изгнания героя из вышеупомянутого элитного учебного заведения – каковым изгнанием, надо сказать, сам Флэшмен, по здравом размышлении, оказался вполне удовлетворен. Куда податься нерадивому студенту? Сначала, естественно, домой – к дебоширу-отцу (должен же был сынок в кого-то уродиться), сельскому сквайру средней руки, весь досуг которого занят его борзыми и его любовницами. Вполне понятно, что две столь взрывоопасные личности, как Флэшмен-ст., эск., и Флэшмен-мл., долго под одной крышей ужиться не могут по определению. Но у отпрыска уже готово неплохое решение проблемы. Он намерен записаться в армию. То есть, не записаться рядовым, конечно, а купить себе офицерский патент в каком-нибудь престижном полку, как и подобает истинному джентльмену. Папаша к тому моменту начинает понимать, что молодую поросль лучше держать подальше от дома… и вот наш герой уже примеривает модную (с темно-вишневыми панталонами!) форму лейтенанта 11-го гусарского полка. Это завязка. Далее Флэшмену предстоит такой калейдоскоп событий, которого хватило бы с избытком на две-три заурядные военные карьеры. Там будет все – пьянки, дуэли и безобразия, скоропостижная женитьба под дулом пистолета, вылет из любимого полка пинком под зад и неожиданно открывшиеся возможности для карьеры в Индии – и наконец, как апофеоз всего, небольшое, но интересное поручение – шанс быстрого карьерного роста без особого напряжения… обернувшийся сущим адом, имя которому – Афганистан. Штука даже не в том, что наш герой последовательно и успешно проходит все эти стадии. Штука в том, как именно он их проходит. И даже в еще большей степени в том, что представляет собой Гарри Флэшмен как человек. Ибо Томас Хьюз был прав. Из мелкого (хотя и не такого уж мелкого, если присмотреться) пакостника вырос вполне себе полновесный мерзавец. Не надо питать иллюзий на сей счет: Флэшмен – антигерой. Антигерой стопроцентный по любым меркам, и не только викторианским. Он абсолютный эгоист, подлец и хам. К тому же он еще и трус, в чем сам охотно и честно признается. Его первый порыв в виду опасности – бросить все и бежать наутек. Что он неоднократно и делает, бросая в беде доверившихся ему людей. Он пьет, сквернословит и неотступно преследует любой предмет, на который надета юбка. Он абсолютно неполиткорректен, даже по викторианским меркам. Он расист: не только африканцев, но и вообще любых «цветных» неевропейцев, включая индийцев, он иначе, как «грязными ниггерами», не величает. Его методика общения с прислугой, как европейской, так и туземной – первым делом хорошенько двинуть в зубы, для профилактики. Точно так же он способен двинуть в зубы, например, отказавшей ему женщине. В конечном итоге для этого типа нет ничего святого, кроме него самого, любимого. И тем не менее, каким-то непостижимым образом Флэшмен вызывает симпатию. Он удивительно комичен в своих откровениях и в тех героических ситуациях, в которые его постоянно забрасывает прихоть Фортуны. Это комизм комедии положений. Флэшмен, этот абсолютный проходимец, шаг за шагом ухитряется создать у всех окружающих представление о себе как о Классическом Викторианском Герое, рыцаре без страха и упрека, человеке из стали. Он получает абсолютно им не заслуженные награды, с ним советуются генералы, о нем романтически вздыхают дамы из высшего колониального общества. После этого поневоле начинаешь задумываться о том, как многие из устоявшихся великих репутаций могут быть на поверку столь же дутыми. Но не надо думать, что перед нами сатира. Нет, на самом деле в романе нет ни капли гротеска. Автор скрупулезно, до мельчайших деталей, реконструирует исторические события – и находит в каждом из них небольшую, но важную нишу для своего героя. Не надо думать и что роман «смешной». Нет, на самом деле все предельно серьезно. Гибель английской армии в Афганистане в 1842 году – великая человеческая трагедия, показанная без тени иронии или несерьезности. Необычна точка зрения персонажа-протагониста – но не более того. И не так уж она необычна, если задуматься. Для кого этот роман? Ну, во-первых, что вполне самоочевидно, для всех, интересующихся эпохой. Если Вас привлекает киплинговская колониальная романтика, если Вы знаете, что такое «Радж», кто такой «хавильдар» и кто с кем сражался в битве при Чилианвалле, эта книга (и шире – эти книги) для Вас. Впрочем, если Вы этого не знаете, это не беда – там Вас быстро научат всем азам. Возможно, к концу прочтения Вы даже начнете ругаться по-пуштунски. Я начал. Книгу можно смело рекомендовать всем любителям качественного исторического триллера, которые хотят попробовать чего-то нового, с пряным индийским привкусом и необычной перспективой. Нельзя ее рекомендовать, пожалуй, только людям, начисто и намертво лишенным чувства юмора – некоторые пассажи они могут истолковать превратно и расстроиться. Впрочем, это их личное дело, не так ли? В общем, я чрезвычайно доволен состоявшимся знакомством и намерен его продолжать – о чем незамедлительно будет сообщено моим многоуважаемым читателям. Так что – так держать! Йай, шабаш, Флэшмен-хузур!

Ответов - 17, стр: 1 2 All

Editor: Спасибо, дополню. Вопрос еще в том, стоит ли, если стоит, то как отмечать на карте места, где Флэшмен, по его уверениям был, но описать эти приключения Фрейзер не успел. Ну, например, США времен Гражданской войны, Австралия, Китай во время Боксерского восстания и т.д. Как думаете?

Lagarder: Стоит, конечно! (Пардон, имхо). Интересно увидеть полный диапазон его скитаний + понять, что мы потеряли... Жаль, что Фрейзер уже ушел в Вечность. Но, может быть, как в случае с Шерлоком Холмсом, появятся продолжатели, которые однажды найдут страницы "Потерянных Записок Флэшмена". А на карте можно изобразить неописанные места в виде Флэшмена со спины или Флэшмен силуэтом.



полная версия страницы